Путешествия с РГО
Культурно-историческое пространство
Искусство, традиции, музеи, памятники и старые сказки
Обычаи, а больше — привычки кочевой жизни в степи, а также традиции монгольского наследия, столетиями передававшиеся в поколениях, тесно вписаны в культурный код калмыцкого народа. Большие пласты самобытной истории бережно хранят многочисленные музеи, памятники и фестивали, а местные жители с вдохновением и энтузиазмом готовы окунуть туристов в этот диковинный для них мир.

Пожалуй, самое удивительное в Калмыкии — то, что здесь всё своё, не похожее ни на что: свои праздники и ритуалы, сказки и герои, своя обувь и игрушки, природа и море, даже своя водка и калмыцкий Новый год.
Уличное искусство
Буддийские и шаманские боги, герои эпосов, сказители и духи
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Мария Пассер
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Фото: Максим Аверин
Это первое, что видит любой турист, приезжающий в Элисту, — и не важно на чём. Крышу крошечного аэропорта венчает миниатюрная трёхуровневая пагода, здание автовокзала украшает мозаика, изображающая воина и коня из народного эпоса "Джангар". Въездную в республику стелу облюбовала семья сайгаков, а в столице гостей встречает суровый богатырь Хонгор, герой местных легенд, с копьём и луком, из которого выпускает сразу четыре стрелы.

В городской ландшафт Элисты вписаны десятки скульптур и памятников, превращая это место в своеобразный музей под открытым небом. Часть монументов — дань памяти великим деятелям, учителям и героям. Другая — произведения художников со всего мира, участвовавших в разных биеннале по мотивам калмыцкого фольклора, истории и буддизма. Здесь и огромный золотой всадник, который парит в небе с луком и знаменем в руках, Белый старец, покровитель калмыков, драконы, верблюды, орлы, меч Чингисхана и хозяин степи. Сильнее прочих притягивает взгляды скульптура "Эхо": коленопреклонённый песнопевец джангарчи — исполнитель народного эпоса — держит в руках домбру, музыкальный инструмент, который образует окно в его сердце. По задумке автора, этот красивый символ — эхо калмыцкого народа, звучащее сквозь века.
Уникальная Калмыкия
Интерактивный музей, посвящённый культуре, быту и верованиям ойратского народа
Цветовая палитра женской одежды повторяла расцветку цветущих в степи тюльпанов.
Коллекция аутентичных исторических экспонатов — ойратских костюмов и доспехов, оружия, музыкальных инструментов, картин и религиозных символов — собрана исследователем Басаном Захаровым. Цель музея — поведать об исключительности пути, который проделали калмыки за свою историю, от империи Чингисхана и до наших дней.

Ойраты славились прежде всего своими боевыми искусствами. Мастера стрельбы из лука и копейного боя, они обладали уникальными техниками, которые помогли им снискать славу самых бесстрашных воителей. Например, во время стрельбы из лука натягивали не тетиву, а само древко — скорострельность увеличивалась в полтора раза. У каждого воина был набор из трёх копий: два коротких метались в противника, пятиметровое длинное использовали в рукопашной схватке.
Особенность доспехов заключалась в необычной сборке из множества небольших пластин. Благодаря этому броня отличалась гибкостью — в ней можно было легко поворачиваться и уклоняться от ударов противника. Тяжёлые доспехи обшивались тканью, напоминая бронированные кафтаны: под палящим солнцем металл сильно нагревался, а полотно защищало от ожогов.

Отдельный стенд посвящён древнему мировоззрению ойратов — тенгрианству, культу неба, основные постулаты которого перекликаются с буддизмом и актуальны сегодня. Жизнь — это счастье, человек — это личность, мир — единое энергопространство. Считается, что люди произошли от неба, только они способны созидать — у каждого есть своя миссия. Поэтому важно быть в гармонии — с собой, окружающими, миром и богом. Самым же большим грехом в тенгрианстве считается обман.
Во времена наполеоновских войн калмыцких и бурятских всадников, вооружённых луками, французы прозвали северными амурами — в честь античного бога любви.
Ладья жизни — непременный атрибут калмыцкого Нового года Зул. Вокруг — галерея духовных символов: мужского и женского начал, счастья и благопожелания, оберегов от негативных воздействий.

Фото: Максим Аверин
День рождения всех калмыков
Существует поверье, что с древности калмыки не отмечали собственные дни рождения, а год прибавляли себе все в один день — день рождения Вселенной. Сегодня эта традиция воплощена в празднике Зул (в переводе — "лампада"), который называют калмыцким Новым годом. Точная дата высчитывается по лунному календарю и попадает обычно на декабрь.

Накануне праздника проводятся ритуалы по продлению жизни. Из крутого теста вылепливают Ладью жизни в форме полумесяца, в которую ставят пучки ржи — по количеству лет на каждого члена семьи плюс один-два на продление жизни — и поджигают.

В музее "Уникальная Калмыкия" можно увидеть такую ладью — позолоченную, расписанную сакральными знаками.
Адрес
Элиста, ул. Номто Очирова, 9
РЦ "Уралан"
Часы работы
с 9.00 до 18.00
Адрес: Элиста, ул. Номто Очирова, 9, РЦ "Уралан"

Часы работы с 9.00 до 18.00
Музей кочевых народов
Экспозиция внутри калмыцкой юрты наполнена предметами истории и быта простых людей
В традиционной калмыцкой юрте на окраине Элисты есть ещё один небольшой интерактивный музей. Здесь расскажут об особенностях кочевого быта, сыграют на домбре — калмыцкой балалайке, научат стрелять из лука и устроят фотосессию в национальных костюмах.

В калмыцкой культуре женщины были хранителями не только очага, но и связи с предками, традициями и родной землёй. Поэтому всё, что принадлежало женщинам, — одежда, украшения, бытовые и личные вещи — наполнялось сакральным символизмом.

Платья украшала искусная вышивка. Считалось, что каждая девушка должна сшить себе такое одеяние к совершеннолетию. Белые воротнички — символ снежных вершин Алтая. Цветовая палитра одежды повторяла расцветку цветущих в степи тюльпанов.
Замужних дам отличали от свободных по причёске: первые носили две косы, вторые — одну. Их прятали в специальные чехлы для кос, которые вшивались в головные уборы. Считалось, что в левой косе жены хранилась жизненная сила мужа, а в правой — её собственная. По этой причине волосы коротко не стригли. Помимо волос, незамужнюю девушку отличал пояс, символ чистоты. После свадьбы его снимали.

Мужчины носили разного вида монгольские халаты и шапки с конским волосом, который невозможно было разрубить саблей, что служило им дополнительной защитой. По праздникам — национальный кафтан бюшмюд с широкими рукавами, сужавшимися к кистям. Традиционной также считается четырёхугольная шапка хаджилга, украшенная кисточкой из красных шёлковых нитей.
Женщинам можно было курить, но только с определённого момента — когда у них рождался первый внук. Мужчинам в честь этого события разрешалось выпить водку — первый раз в жизни.
Низкие двери служили ещё и для того, чтобы входящий каждый раз нагибался, тем самым кланяясь святыням, которые ставились на алтарь напротив входа.

Фото: Максим Аверин
Ойратские поселения — хотоны — редко превышали 20 семей. Переизбыток скота вызывал нехватку подножного корма и необходимость постоянно переезжать.
Традиционное жилище кочевников — юрта. В основании — раздвижные решетчатые стенки, скрепляющиеся кожаными ремнями, сверху — купольные жерди и отверстие под дымоход, с южной стороны — дверь. Всё сооружение покрывалось плотным войлоком, который защищал от ветра и холода. Такую юрту женщины собирали и разбирали меньше чем за час. Её легко можно было погрузить на верблюдов и откочевать к новой стоянке. Жилище разделяли на две зоны: слева от входа — мужская часть, справа — женская. Посередине устанавливался очаг, а с северной стороны, напротив входа, — алтарь.
Калмыцкая головоломка из восьми колец, которые необходимо снять или надеть на рейку.

Фото: Мария Пассер
Калмыцкие головоломки
У калмыков издревле было много логических игр. Самые известные головоломки назывались "тонкое разумение": система из восьми колец, нанизанных на стальные прутья, скреплённых кожаными шнурками. Задача — снять все кольца.

Ещё одна — кочевье верблюда. Задача в том, чтобы два верблюда, подвешенные за широкую кость на тонкой нити, через ущелье — небольшое отверстие — перекочевали на новое "пастбище". Условие одно: ничего развязывать нельзя.

Головоломки создавали для детей: они развивали мелкую моторику, абстрактное мышление, совершенствовали ум. Иногда здесь устраивают соревнования по разбору таких игрушек на скорость.
Адрес
Элиста, квартал Сити-Чесс
Часы работы
с 10.00 до 20.00
Адрес: Элиста, квартал Сити-Чесс

Часы работы с 10.00 до 20.00
Национальный музей Калмыкии
Вся история — от Джунгарии до наших дней
Старейший музей города
Был основан ещё в 1921 году. Интересен многоплановостью экспозиций, охватывающих основные культурно-исторические срезы региона.
В Национальном музее Калмыкии представлены элементы традиционных костюмов, воссоздан кочевнический быт юрт.

Отдельный тематический зал посвящён природе Калмыкии — экспозиция "Степь как жизненное пространство" хранит археологические памятники, найденные на территории республики, фигуры животных и птиц и даже курган в разрезе.

Рядом — часть военной истории: оружие, карты, доспехи.
Здесь же хранятся первые рукописи, выполненные на старокалмыцком языке, музыкальные инструменты, записи народного эпоса "Джангар". В зале, посвящённом буддийскому искусству, хранятся танки — иконы, написанные на шёлковых полотнах.

Пространство на втором этаже занимает экспозиция, повествующая о героизме калмыков в годы Великой Отечественной войны: награды, фотографии, исторические документы. Она плавно перетекает в выставку "Память сильнее времени", посвящённую временам депортации. В отдельной комнате воссоздан интерьер вагона-теплушки, в котором женщин и детей перевозили в Сибирь.

Уникальность музея в медийном, световом и звуковом оборудовании, которое дополняет и делает объёмной картинку каждого из залов.
Адрес
Элиста, ул. Джангара, 9
Часы работы
с 8.00 до 20.00
Понедельник выходной
Сайт музея
Адрес: Элиста, ул. Джангара, 9

Часы работы с 8.00 до 20.00
Понедельник выходной
Сайт музея museumkalmykia.ru
Исход и возвращение
Мемориальная скульптура, отлитая Эрнстом Неизвестным в Нью-Йорке и преподнесённая в дар калмыцкому народу
История калмыцкого народа тесно связана с трагичными переселениями. Первое произошло ещё во времена правления Екатерины II, когда молодому калмыцкому хану пришёлся не по нраву статус российского подданного и он решил вернуть свой народ на историческую родину — в Джунгарию. Из 150 тысяч калмыков добралось меньше половины. Кто-то утонул в Волге, неокрепший лёд которой не выдерживал караванов, кто-то умер от голода, невзгод или в сражениях с другими кочевниками, нападавшими на обозы. Выживших ждала не лучшая доля — Джунгарское ханство к тому времени пало под натиском маньчжуров, ойраты были истреблены или взяты в плен.

Вторая трагедия случилась в разгар Великой Отечественной войны: зимой 1943 года из-за обвинений в пособничестве нацистам весь народ подвергся репрессии и был депортирован в Сибирь. Операция получила название "Улусы": простых людей, привыкших к жарким каспийским степям, в холодных вагонах перевозили в отдалённые земли Северного Урала, Ямала и Ханты-Мансийска. Часть из них была направлена в "Широклаг", для строительства гидроэлектростанции. Из 100 тысяч переселённых калмыков только в первые два месяца погибло 13 тысяч.
Под курганом, в котором хранятся капсулы с землёй из мест ссылки, на рельсах стоит вагон — аналог тех, что вывозили калмыков в Сибирь. В 2000-х годах местные власти организовывали специальные поезда памяти бесплатные поездки к местам депортации для возможности посетить места захоронения родственников, погибших в ссылках.
В 1991 году российский парламент признал депортацию актом геноцида. Спустя пять лет в Элисте был открыт мемориал "Исход и возвращение". В восточной части города насыпали курган, на вершине установили скульптуру авторства Эрнста Неизвестного.

Композиция состоит из сотен символов: чудовищная железная машина пытается поглотить калмыцкий народ, но его вера оказывается сильнее и возрождается. В центре изображён конь, застывший с немым бешеным оскалом, вокруг — штыки и черепа, следы людей, навсегда покинувших этот мир, цветок лотоса, отсечённого мечом, в центре которого спрятан ребёнок.

Фото: Максим Аверин
Адрес
Элиста, ул. Хрущёва
Национальный драматический театр
Спектакль с элементами мюзикла «Я — Будда» рассказывает захватывающую историю возникновения одной из мировых религий
Кадр из спектакля "Я - Будда!" Фото: Мария Пассер
Каждая постановка — настоящее шоу: обилие костюмов, музыки и света погружает зрителя в особый сказочный мир и держит в напряжении до самого финала.
Драматический театр, носящий имя калмыцкого поэта Баатра Басангова, был создан ещё до войны — широкой публике показывали Шекспира и Мольера в переводах на местный язык. В годы депортации артисты, раскиданные по разным городам Сибири, ставили постановки в местах расселения. По возвращении театр был полностью восстановлен.

Сейчас на сцене идут яркие спектакли по мотивам известных калмыцких драматургов на национальные мотивы. Например, с историей буддизма знакомит красочная музыкальная поэма "Я — Будда!". Колоритная смесь символизма с индийскими танцами и элементами мюзикла показывает сложный путь, которым прошёл принц Сиддхартха Гаутама, прежде чем достичь просветления. О нелёгкой судьбе калмыцких женщин, которым приходилось быть сильными и мужественными ради защиты своей родины, рассказывает драма "Хальмг куукд". По мотивам национального эпоса "Джангар" ставится спектакль "Песнь о Джангаре и его богатырях".
Адрес
Элиста, ул. Сусеева, 21
Афиша
Адрес: Элиста, ул. Сусеева, 21

Афиша kalmteatr.ru/afisha
Сити-Чесс
Город шахмат украшают скульптуры, все — на профессиональную тематику: золотая корона, пешка с ушками, солнечные и песочные часы, а также философские композиции: «Цейтнот», «Гамбит», «Ничья», «Рождение пешки».
Здесь расположен самый почитаемый шахматистами памятник — скульптура Остапа Бендера в окружении 12 стульев.
Историческая связь калмыков с логическими играми прослеживается ещё с их любви к созданию головоломок. Шахматы стали современным воплощением этой традиции. Идея построить в степи Нью-Васюки родилась у первого президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, который ещё в 14 лет стал чемпионом республики по шахматам. И в 1998 году, к 33-й Шахматной олимпиаде, на юго-востоке Элисты был построен целый город, посвящённый этому виду спорта.

Задумка, рождённая в азартном порыве Остапом Бендером, воплотилась в жизнь: квартал так и назвали — Нью-Васюки. Уже позже, по мере возрастания интереса к объекту, добавили официальный титул.

Сити-Чесс — это город в городе: отличающийся от остальной застройки Элисты, он похож на европейский пригород. Вокруг стеклянного Дворца шахмат, своей формой напоминающего юрту, расположились белоснежные коттеджи в один-два этажа, зелёные скверы с деревьями, непривычными для пустынной степи, аккуратные лужайки и тихие улицы.
Часы работы дворца
с 9.00 до 17.00
Понедельник и вторник выходные
Сайт квартала
Часы работы дворца с 9.00 до 17.00
Понедельник и вторник выходные
Сайт квартала chess-city.ru
Природа и экотуризм
На Калмыкию приходятся 300 солнечных дней в году. И в каждый из этих дней можно найти что-то новое. Здесь горит вода и поют пески, цветут тюльпаны и лотосы.
Авторы проекта

Составитель маршрута: Александр Базыров, Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия

Текст, дизайн, вёрстка: Юлия Гопиус

Редактор: Айвар Валеев

Корректор: Лариса Федосеева

Фото: Максим Аверин, Мария Пассер — участники проекта "Маршруты России"

Армен Захаров, Анастасия Браерская, Анастасия Дьяконова, Виктор Конев, Виктор Тяхт, Владимир Рубинчик, Дмитрий Архипов, Дмитрий Саркисов, Елена Назарова, Ростислав Машин, Юлия Калиничева, Яков Осканов, Дмитрий Купрацевич — участники фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"